|
Источник всех демонов, всех негативных качеств - это Камса и Шишупала. Так их звали в то время, а в нашем случае их зовут Страх и Зависть. Камса - это страх, а Шишупала - зависть. Зависть - причина, по которой мы находимся здесь, в материальном мире, мире завистников по отношению к Богу, а страх - это то, что нам не позволяет вернуться к Богу. Каким образом страх не позволяет нам вернуться к Богу? Мы боимся потерять наше одиночество, потому что здесь мы хоть и одиноки, но мы сами по себе, а в духовном мире нам придется стать частью общего механизма.
И у нас, как у живых существ , есть определенный страх потерять свою псевдо-независимость и стать винтиком в механизме Кришны. Это даже звучит страшно: здесь я Бог почти, а там какой-то винтик. Но преданный, который уже прошел через все эти психологические моменты, понимает, что уж лучше быть винтиком в механизме Господа, чем большим и тупым рельсом здесь.
Как говорится, "лучше быть первым человеком у черта на рогах, чем вторым в царстве Божьем". Вот оно, демоническое мышление: мы хотим быть первыми в своем болоте, но вторыми, или тем более стомиллионнотретьими в духовном - не хотим. Но если наше желание все-таки "Ты - Бог, я - Твой слуга, я хочу к Тебе". Это первое, очень тяжелое препятствие, и даже если оно преодолено, все равно остается Камса - страх вернуться туда. И вот эти два товарища: страх и зависть - живут в нашем сердце, и вместе с ними живет все, что от них исходит.
|
И никто даже не удивлялся, потому что все знали, что Кришна родился, ведь Он такой удивительный - даже полубоги приходят к нему поклониться. А Путана еще взяла в руку лотос, а лотос - это символ Лакшми. И шла она с лотосом в руке, чтобы поднести Кришне. И все вокруг радовались и кланялись: "Как здорово! Как благословен наш Вриндаван!".
Когда она пришла в дом матери Яшоды, все были поражены ее красотой. Яшода тоже с удовольствием приняла ее, пригласила в гости, предложила посмотреть на новорожденного Кришну: "Вот, посмотри, у нас тут сыночек родился". Ей даже в голову не пришло защищать Кришну от нее, несмотря на то, что в Индии обычно маленьких детей не показывают посторонним, чтобы защитить от дурного глаза. Путана выглядела настолько привлекательно, что мама Яшода пригласила ее пройти и посмотреть на младенца. Кришна в этот момент спал, Яшода оставила его с Путаной, а сама отлучилась по домашним делам.
Путана почувствовала, что это не обычный ребенок. Она подумала, что если всех остальных я могла просто съесть, то с этим - не получится. А необычный Он был не потому, что другого цвета, а энергия от него исходила совершенно иная. Демоны ведь очень хорошо чувствуют энергию, чужую силу, они очень чувствительны ко всему этому. Вот она и ощутила, что перед ней могущественная личность, поэтому просто так голову ему не откусишь и ручку не оторвешь, как она проделывала раньше. Она стала думать, как же Его убить. И решила, что раз уж попала к не слишком разумным пастухам, которые ничего не понимают и даже не защищают свое дитя, накормить Кришну ядом. Могучий ребенок или нет, а уж от яда точно умрет. Она взяла Кришну на руки, стала с Ним играть, а в это время смазала свою грудь сильнейшим ядом. Яд тот был настолько сильным, что даже просто вдохнув его, могла умереть сотня человек. Путана обильно намазала свою грудь этим ядом и дала Кришне. Кришна зло схватил сосок и стал жадно сосать. И выпил яд вместе с молоком, а заодно и жизнью Путаны.
В конце концов Путана взмолилась и стала просить, чтобы Кришна отпустил ее, но Он выпил все до последней капли. Путана, превратившись в то отвратительное чудовище, каким была изначально, умерла.
Посмотрим на эту историю с нашей стороны. Кого же олицетворяет ведьма Путана среди тех демонов, которые не позволяют Кришне проявиться в нашем сердце? У этой ведьмы есть несколько особенностей: заметьте, Путана пришла во Вриндаван не в своем обличье, она очаровала всех и предлагала что-то очень хорошее. Материнское молоко для Кришны - разве это плохо? Когда мы только вступаем на духовный путь, множество демонов живет в нашем сердце. И первый, с кем нам приходится встретиться, это Путана - ложный учитель, ложная религия, то, что уведет нас от Господа.
Говорится, что нужно читать святые писания и тогда проблем не будет.
Да, но много чего говорится, а читаем-то мы все подряд. И вот когда наша душа плачет по Господу, но мы еще не знаем, что она именно по Нему плачет, мы идем искать и натыкаемся на подобных философов, которые, как Путана, дают нам вместе с молоком яд. Кажется очень питательно, духовно. Кажется, что вот сейчас-то я все пойму в этой жизни, все уразумею. Хотя это зачастую и на самом деле молоко, но в это молоко намешано столько сильного яду, что преданные не могут переварить, потому что преданные, как правило, просты.
Итак, первое препятствие - это Путана, которая может изголодавшейся душе подсунуть вместо Господа что-нибудь ядовитое, и ум отравится так, что потом долго еще, возможно даже не одну жизнь, не сможет прийти к господу. Он будет практиковать атеизм, агностицизм, - все что угодно, но только не преданное служение.
онятно, что за демон Путана, и как она проявляется? Самое первое, самое явное ее проявление - это ложный гуру или ложная религия. Но есть еще одна маска демоницы - это когда мы уже следуем истинной религии , но при этом превращаем дух в форму, лишая его сути. Когда от духовности остается только форма, только ритуал. Допустим, вы пришли в храм и поклонились: если этот поклон внутри ничего не содержит, то он ничего не стоит - это просто форма. Представьте: поклон Божествам может быть "Путаной", если внутри нет духовной составляющей. Можно приходить в храм, можно выполнять все ритуалы, но если в них нет истинной духовности, нет Господа - то это Путана. Звучит шокирующе, да? Вроде бы такая хорошая вещь, а в сущности - демоница, просто она выглядит очень красиво. Есть грубая Путана, есть красивая Путана, но обе они - ведьмы.
Итак, мы разобрали первое препятствие - это ложный учитель, ложное учение и наша неспособность сохранять живой дух, наша склонность превращать все в мертвый ритуал. Даже поклонение Божествам можно превратить в мертвый ритуал - это тоже Путана, она еще очень долго живет в сердце.
Это проявляется в течение практики. Может быть, для кого-то из присутствующих пока не актуально то, что я говорю, но рано или поздно это проявится, потому что законы общие, они справедливы для всех практикующих. Рано или поздно проявится и Путана, и Тринаварта, и все остальные. Вы должны знать их в лицо.
Приходят они последовательно, но это не означает, что если вы убили одного, он не проявится потом. Пока мы в материальном мире, война продолжается, Камса будет посылать этих демонов, и нужно будет постоянно бороться. Для этого и необходимо знание, чтобы мы могли их различать: мы должны будем распознать Путану, даже если она превратится в красавицу. Кришна убил демоницу, высосав все, что у нее было: и молоко, и яд. Мы в большинстве случаев не можем это сделать - мы не можем отделить молоко от яда. Мы отравимся, поэтому должны научиться отличать истинное от ложного и игнорировать яд. Мы можем надеяться на силу своего разума, но, поскольку мы - не Кришна, то можем и не переварить яд.
2. Шакатасура - лень и эго
Камса после Путаны послал Шакатасуру. Маленький, незаметный демон, которого все забывают. Это демон, способный вселяться в разные материальные вещи. Шаката - тележка. У него была способность становиться единым с каким-либо материальным предметом. Дух, который вселяется во что-то, к примеру, в дерево. Только наш второй демон был более могущественным, чем обычные духи.
Когда его послали убивать Кришну, то ему было лень это делать. Он подумал: "Какого-то ребенка приказали убить! Я же великий Шакатасура! Не могли что-нибудь посерьезнее придумать!" Он пришел спустя год после визита Путаны и стал наблюдать. Как раз праздновали Джанмаштами - Кришне исполнился год. Во Вриндаване - праздничная суета, все готовились: и мама Яшода, и Нанда Махарадж, и все родственники погрузились в заботы по организации праздника. Ведь нужно устроить достойный прием.
Все закрутились, погрузились в дела, а Кришна хоть и именинник, но никак не принимал участия в празднике, так как слишком маленький еще. Мама Яшода накормила Его, укрыла и положила спать под тележку, а сама занялась приготовлениями. И в этот момент Шакатасура, увидев свою жертву, тоже, как и Путана, почувствовал силу и понял, что не все так просто. Он тихонечко вселился в тележку, которая стояла над Кришной, то есть он стал тележкой. В этот момент Кришна проснулся, захотел кушать и заплакал. Но Яшода не слышала, потому что была занята. Кришна разгневался: Он кричит, а на Него никто не обращает внимания, никто не кормит! А ведь Он же еще совсем маленький! Что за безобразие! Младенец Кришна попытался выбраться из пеленок, ножками скидывая с себя одежду, и в этот момент пнул ножкой тележку, и колесо разлетелось в щепки. Тележка стала падать и чуть не придавила Кришну. Шакатасура "промазал" просто потому, что уже был мертв. Этим ударом ноги Кришна убил его.
Тут все сбежались, и не могут понять, что произошло. А дети, которые играли неподалеку, рассказали, что это Кришна ударил по телеге ножкой, и колесо развалилось. Им, конечно, никто не поверил. Еще бы, виданное ли дело, чтобы годовалый ребенок мог сломать телегу?! Все стали молиться Вишну, благодарить Господа Хари за то, что в очередной раз спас малыша. Празднование продолжилось.
Попробуйте догадаться, кого же олицетворяет Шакатасура в нашем сердце. Смотрите, как он действует: он хотел раздавить Кришну. Что у нас внутри хочет раздавить Господа?
Лень, сонливость, вялость, апатия, ложная гордость - они пытаются задавить Господа , как хотел это сделать Шакатасура. Мы пришли в пришли в традицию, которая действительно ведет к Богу, преодолели Путану , и следующее наше препятствие - это лень, апатия. Даже когда нам говорят: "Пойдемте поговорим о Господе", - мы отвечаем: "Да ну, мне неохота, я устал на работе, я лучше дома полежу, телевизор посмотрю, или я занят, или еще что-то", - миллион причин, которыми мы давим Кришну, выдавливаем Его из своего сердца - вот это Шакатасура. Он довольно долго сидит в нашем сердце. Кришна подсказывает, как его можно выгнать оттуда: пнуть! Ленивого человека нужно пинать: ногой, коленом, как угодно - чтобы он слез с этого дивана, чтобы он думал не только о деньгах, женщинах и славе, но еще и о Господе хотя бы иногда. Не у всех есть такая способность. Хорошо, конечно, когда Господь в сердце - Он и пнет вовремя, и все сделает. Но у нас пока Его нет, поэтому пинать должен Учитель. И мы сами, потому что если все навесить на Учителя, у него ног не хватит - пинать всех учеников. Как говорил Бхактисиддханта Сарасвати: утром ум нужно бить палкой, а вечером - ботинком. Все это борьба с Шакатасурой.
|