Не просто гордость! Это особая, "продвинутая" гордость. Когда гордишься не просто так, а когда есть чем гордиться. Это продвинутая гордость: Я - Бог! Индра именно это воплотил: "Я тут главный, а не какой-то там пацаненок Кришна! Я главный, я - Бог, я даю все это пастухам! А они возгордились, не стали меня уважать, меня - Бога!"
История с Индрой символизирует, что продвинутый преданный преодолевает все, он уже даже Праламбасуру преодолел - он уже даже богатство использует в духовной практике. Он уже вообще очень крутой, продвинутый. Но потом что появляется? Самомнение! "Может быть, я - Бог? Может быть, я маленький, но все-таки Бог?"
Такую гордость Кришна уничтожает. Он показал, кто маленький, липовый, а кто настоящий Бог. Но это уже не демон, - это препятствие, которое не позволяет нам продвигаться по духовному пути. Видите, их сколько? Эта история символизирует не только концепцию "Я - Бог", но также еще поклонение полубогам. Для западных людей это, правда, не очень актуально.
На самом деле Индра символизирует три вещи:
1. поклонение многим полубогам, - когда ум отвлекается;
2. гордость;
3. концепция "Я - Бог", я ее называю продвинутая гордость.
12. Варуна - "духовное развите" с помощью одурманивающих веществ
Дальше - Варуна... Помните, как Варуна захватил отца Кришны и утащил к себе в озеро?..
В "Чайтанья-шикшамрите" очень интересно написано, что это препятствие символизирует попытку использовать наркотические вещества в духовной практике...
Духовных практик много, вы не думайте, что сознание Кришны - единственная. Есть практики, где используются наркотические вещества. Шиваиты курят ганджу, шаманы глотают грибы... И вот этот Варуна-паша - это препятствие для продвинутого преданного. Он уже настолько продвинут, что не попадает под влияние наркотиков, то есть он не становится их рабом, но умеет использовать - и это тоже препятствие, потому что этим можно увлечься. Это, конечно, кошмар, и для преданных не актуально, но в шастрах есть такое предупреждение.
Мне однажды рассказывал человек, который занимается духовной практикой, что он раньше принимал LSD, - вещество, которое отключает какие-то тормоза в психике. Он рассказывал, что ощущение после ЛСД настолько сильные и кажутся такими духовными, что он не верит, что это было не духовное! История с Варуной и символизирует это препятствие: когда мы пытаемся искусственным способом продвигаться духовно. Понятно, что очень трудно естественным образом снять какие-то психологические замки, какие-то психологические проблемы. А тут съел таблеточку, и у тебя крыша поехала - как легко, как здорово, как духовно! Это препятствие - очень серьезное, это так называемая "дешевая духовность". В Америке было очень популярно. Те же хиппи шли по этому же пути - было целое движение...
...Отец Кришны не вовремя принял омовение, и этим воспользовались. Мы тоже можем сделать что-нибудь не так - попытаемся духовно продвинуться не с помощью очищения сердца, медитации, сосредоточения ума, а с помощью таблеточки, - и этим тоже могут воспользоваться. Очень многие обещают, например, *********: "Поешьте грибов, и будете продвигаться". Это все дешевка, которая делает нас рабами этого мира, поглощая нас еще сильнее.
А вот дальше уже вновь начинаются серьезные демоны.
13. Шанкхасура - вожделение, привязанность к противополножному полу
Шанкасура. Он был очень красивый. Его все путали с Богом Солнца. Когда он пришел во Вриндаван, все подумали, что это Бог Солнца их посетил.
Однажды Шанкасура пришел во Вриндаван. Он подумал, что раз уж столько демонов тут побывало, и ни один не справился, значит, надо менять стратегию. Он не был уверен, что справится с Кришной, раз уже пробовали более серьезные демоны, такие как Бакасура, Агхасура, но, во всяком случае, стал придумывать план. Он знал, что Кришна больше всего любит Радхику, и решил ее украсть и выдать замуж за Камсу, чтобы Кришна от расстройства умер сам собой. Хитрый демон. Эту историю описывает Рупа Госвами.
Когда Шанкачуда появился во Вриндаване, у него был камень Солнца - Сьямантака, который он стащил у Куверы, когда работал у него охранником в сокровищнице. И вот он нацепил этот камень, пришел во Вриндаван, - все подумали, что это бог Солнца к ним пожаловал, и все стали ему поклоняться. А этот бог Солнца взял и украл Радхику. Когда он ее нес, Радхика стала кричать: "Кришна! Кришна!". Тогда Кришна поймал его и убил.
Что олицетворяет этот демон?..
Какие у нас три ценности в материальном мире, за которыми все бегают? Деньги, слава и... женщины.
Этот демон символизирует привязанность к женщинам. Вожделение, проще говоря. Вожделение и жажда славы. Для чего он стащил камень?.. Чтобы быть как бог Солнца, чтобы прославиться, сиять как он. Он был очень красив, все женщины были его... кроме Радхики.
Так вот этот демон - это околдованность известностью, славой и особенно вниманием противоположного пола. Очень серьезное препятствие. Когда преданный развивается, не застревая ни на какой ступени, о которых мы говорили... А ведь на каждой из этих ступеней преданный может застрять на целую жизнь, а то и на две-три... На уровне Путаны, Бакасуры, Агхасуры можно тысячи жизней находиться! Если неправильно действовать, можно на них очень долго зависнуть.
Итак, когда преданный уже довольно сильно развит, он становится подобным этому Шанкачуде: сияет, прекрасен, как Бог Солнца, талантлив, знаменит, все женщины на него вешаются, он артист или еще кто-то такой же знаменитый. Очень легко променять на все это Кришну. Даже, может быть, от богатства, денег еще как-то можно отказаться, но слава более тонкая вещь.
Шанкасура - это уже близко к концу, но еще не конец. Представляете, сколько всего нужно пройти? Гордость на самом первом уровне - это когда мы гордимся тем, чем и гордиться-то не стоит. А здесь уже есть чем гордиться. Если я известный артист, профессор или ученый, мне есть чем гордиться: я сам заработал эту славу, трудился, вложил много энергии, - то есть гордость имеет основу. Шанкасура гордился своим камешком, и Кришна отобрал у него предмет его гордости. Если преданный чем-то гордится, то Кришна может забрать предмет его гордости: известность, здоровье или красоту, даже талант может забрать очень легко - это Он умеет. Сколько талантливых людей спилось - не выдержали проверки "медными трубами"...
У нас осталось двое демонов.
14. Ариштасура - высокомерие
Следующим пришел Ариштасура. Аришта - бык. Демон-бык символизирует высокомерную позицию в преданном служении. Заметьте: это новый вид гордости. Мы уже знаем о материалистичной гордости, но Ариштасура символизирует духовную гордость: когда преданный не просто гордится тем, что он преданный, но он высокомерно относится к другим преданным. "Вот у меня - служение, а ты какой-то ерундой занимаешься!" Высокомерное отношение к людям, к преданным. Так что если вы замечаете, что преданный высокомерен, то можете подумать: ну вот, Ариштасура проявляется. Но лучше, конечно, это замечать в себе самом, потому что когда мы замечаем это в другом, то какой это демон?..
Да, Калия. Злоба, зависть - сначала он увидел недостаток в Гаруде, потом в Кришне...
Ариштасура - это когда мы становимся высокомерны. Понятна ли разница между высокомерием и гордостью?..
Гордость может быть внутри человека, и он может ее прятать, а когда она проявляется вовне - это высокомерие, это уже хуже. Потому что по внутренней гордости Кришна может потанцевать, может ее уничтожить, и она превратится в смирение, но когда она проявляется вовне, то задевает других преданных, и это уже сложнее.
15. Кеши - гордость третьего уровня
Последний демон, который приходил во Вриндаван, - это Кеши. Такой демон приходит, когда преданный уже очень продвинут, когда он уже санньяси, гуру, ачарья. Кеши думает: "Я - гуру, ачарья, великий преданный, я буду учить других, я буду спасать вас, падших душ". Нам далековато до этого уровня, но знать это препятствие надо.
Помните, как приходили предыдущие демоны?
Шакатасура пришел такой скромненький, залез в тележку и никого не трогал. Калия спрятался в озере, отравил там все потихоньку. Агхасура пришел и просто рот открыл. Но как пришел Кеши?.. Он ворвался во Вриндаван, хвост до неба, стал рыть землю копытами... "Я - великий Кеши!" Это самый последний и самый трудный демон. Он приходит тогда, когда в сердце преданного почти Вриндаван, когда у него все способности, духовные качества, когда он уже мадхьяма-адхикари даже. И при этом у него уже появляются способность видеть: он видит, что кто-то еще с Путаной не справился, и что все вокруг маленькие, - и вот тогда появляется эта гордость ачарьи: "Я буду спасать других, я буду великим гуру". Это очень серьезная опасность, которая также пытается растоптать Кришну, как демон Кеши.
Итак, мы разобрали всех этих демонов, которые сидят в нашем сердце. В отличие от нашего "Вриндавана", в духовном Вриндаване Кришна уже есть и Он демонов оттуда выкидывает. Проблема нашего сердца-Вриндавана в том, что у нас господа пока нет, а демоны живут и процветают и отлично кормятся. Наша задача - почистить сердце так хорошо, чтобы Господь хотя бы ненадолго там появлялся. Во время молитвы хотя бы! Чтобы он хоть ненадолго туда заглядывал и проверял, все ли чисто. Для чего Ему туда заглядывать?.. Чтобы он помог нам от всех этих демонов избавиться. Можем мы своими силами от них избавиться, да еще и в Кали-югу? С нашими-то мозгами да с нашими-то способностями?..
"Шримад Бхагаватам" нас называют ленивыми, глупыми, безмозглыми жителями Кали-юги.
Конечно, усилия нужны, нельзя говорить, что от нас ничего не зависит и лечь, как Шакатасура, на диван. Нет, это тоже демон. Но мы должны понимать, что наши усилия должны быть направлены на то, чтобы у нас появилась хоть милость преданных, милость святых, милость Самого Господа, в конце концов! Наши усилия направлены не столько на самостоятельное развитие, сколько на то, чтобы привлечь милость более возвышенных личностей, и чтобы наше сердце стало настолько чистым, чтобы мы, по крайней мере, не оттолкнули эту милость, когда она придет. Милость всегда приходит как дождь с неба, как солнечные лучи, но если наше сердце не готово, то мы отталкиваем ее, словно зонтик отталкивает дождь.
Наша духовная практика предназначена именно для того, чтобы очистить сердце и не оттолкнуть того, кто придет нам дать что-то духовное. Святой придет, а мы можем не принять, да еще и оскорбим, и тогда духовная жизнь вообще остановится.
Итак, мне очень хочется надеяться, что после лекции у нас что-то останется в памяти, и теперь мы сможем вспомнить и главное узнать, когда вместо нас самих в сердце проявится тот или иной демон... (конец лекции)
|